После первых выездов начала формироваться минимальная база знаний, терминологии..
Учясь поднимать крыло сильно въелось два пункта:
1. Клеванты - значит надо затянуть стропы управления.
2. Нагрузить крыло - значит дать нагрузку корпусом. На крайних полётах получил замечание:
- Не грузи крыло.
Ответил, что понял и продолжил упражнятся...
Совершил туже ошибку что и раньше и снова получил замечание (мол снова делаешь туже ошибку, а сказал, что понял). Я удивился, поскольку этот раз я корпусом не грузил. Недоумевая как я гружу крыло я спросил:
- Чем я гружу? Клевантами чтоли?!
- Да !
- Понял!
Развернуляс я к крылу и призадумался.. Так значит когда мне первый раз сказали не горузить крыло речь шла вовсе не о несущих стропах и корпусе, а о клевантах. Значит... корпусом всётаки надо давать нагрузку... Попробовал снова, чуть больше нагрузил корпусом, чем обычно и крыло начало вести себя более послушно.
Вроде как начало получатся удерживать крыло...
И вот начинается самое весёлое :
Крыло надомной, начинает убегать мне за спину, подтягиваю клеванты... Но чуток перестараля ! Крыл не только остановился, а и начал падать назад. И в принцыпе ничего страшного если б он лёг на землю... Но тут вот какая картина нарисоадусвалась:
Параплан не сваливался назад, а плавно опускался и гдето под углом 45 градусов почти замер...
Ветер не сильный (парус крыла меня не потянул), я уверенно стою на ногах. {И было б правильнее подтянуть клеванты и акуратно положить параплан на землю и потом снова поднять.} - Исходя из последующих "замечаний" в мой адрес.
Но как вы правильно догадались... Я зделал не так.
Наблюдая за более опытными пилотами, неоднократно видел как они в такой ситуации не дают крылу лечи на землю взав А ряд... Поскольку моё крыло уже нагружено корпусом я взял в руки свободные концы А ряда и акуратно потянул на себя (не больше 10 см.). Крыло начало плавно подниматся... Отпустил А ряд и притормозил клевантами.
УРА, работает! Крыло надомной, и всё вродибы стабильно...
Подумалось мне пройтись пару шагов ВДОЛЬ склона. {Как оказалось позжэ - этого тоже не стоило делать (рано думать о высоких материях)} Оглянулся по сторонам, в право идти почти некуда + все наши с левой стороны. Слева на моём уровне никого небыло (все были ближе к склону). Подтягиваю левую клеванту, апарат послушно поворачивается и я начинаю смещятся.. Пройдя 4-5мтров вижу что крыло начинает сваливаться влево и назад.. пдтягиваю Правую клеванту и активнее двигаюсь влево, при этом упираюсь корпусом чтоб сваливающееся крыло не упало... Апарат остановился, но был довольно низко (гдето 30 градусов) и ещё имел наклон влево. {И снова было б правильнее положить купол.} Но ложить на 3 куста както не очень хотелось.. Левой рукой взял за обе лямки А ряда и дал нагрузку, а правой рукой придерживал правую клеванту чтобы вировнять наклонённый апарат....
ДАЛЬШЕ ВЕСЕЛЕЕ!
"А" ряд я отпустил до того как параплан очутился надомной. Купол стремительно поднялся. Понимая, что он меня сейчас обойдёт, подтянул клеванты. Но как оказалось - для торможения купола их нужно тянуть сильнее ! А тут какраз и получилось то - о чём ранее говорил инструктор и старшые пилоты.. Я по сути (назрузил крыло клевантами) слабо потянул клеванты (для торможения), но достаточно для того, чтобы создать подёмную силу...
Естественно меня поддёрнуло и начало разворачивать...
Запечетлился момент, когда меня развернуло только на 90 градусов ! Корпус направлен вдоль крыла, клеванты в руках и подгружены (я то думал, что за счёт клевант апарат тормозиться должен, а но наоборот вверх гребёт) и меня разворачивает...
Отпускаю клеванты и беру их снова в руки; при этом лечу прямо на инструктора и задаю вопрос: "Что делат ?" . . .
Вот такой вот не санкционированный взлёт...
Зато нащупал, что у клевант есть 4 режима:
1 - отпущеные (клеванты в руках, но без нагрузки);
2 - подгруженые (по началу лутше исбегать и тянуть сильно);
3 - торможение крыла (гдето между 2 и 4);
4 - полностью затянутые (для остановки крыла на посадке и не только.).
Post scriptum. Поправьте если что не так...